Вакансии компании

Адрес и схема проезда

Центральный офис

Адрес: Москва, Осташковское шоссе дом 59
Телефон: (495)762-38-48
Пояснение (как добраться): Осташковское шоссе 1,5 км в область район деревни Бородино
Публикации Статьи

Статьи

Крестовина карданного вала ГАЗ

   Автомобили горьковского автозавода по праву могут считаться одними из самых разнообразных по своим техническим характеристикам. И дело не только в том, что логотип данного предприятия можно встретить на мало- среднетоннажных грузовиках (в том числе и полноприводных), малых и микроавтобусах, внедорожниках и легковых авто. Нужно также помнить о том, что история завода исчисляется почти столетием, и сегодня на дорогах можно встретить технику, выпущенную как минимум еще 50 лет назад, рядом с новейшими, буквально вчерашними разработками.

   Естественно, что в большинстве своем конструкция таких диаметрально противоположных представителей различается тоже достаточно кардинально. Но некоторые элементы при этом остаются неизменными, или меняются незначительно, практически всегда. К таким «константам» может быть причислена и крестовина карданного вала ГАЗ – основа шарнира и всей кардан-передачи…

Назначение

   Передать осевое вращение между двумя узлами, оси которых не находятся на одной прямой, можно, например, при помощи шестерен. Вот только если расстояние между сопрягаемыми механизмами велико, то такой вариант априори не подходит – зубчатые колеса будут иметь столь огромный диаметр и вес, что едва ли не вся производимая транспортным средством энергия будет уходить на них самое.

крестовина карданного вала ГАЗ

Теперь же вспомним, где подобные расстояния встречаются в автомобилестроении – наиболее распространенный случай, это связь коробки переключения и редуктора заднего моста. Допустим, что у нас бы получилось каким-то образом разместить их так, чтобы выходящий вал КПП и ведущий главной пары оказались бы на одной оси. Так вот, такая центровка продержалась бы ровно до того момента, когда наше ТЗ «нашло» бы кочку-яму или начало выполнять маневр!

  Дело в том, что даже сама рама при всей своей жесткости при прохождении поворотов и проездов неровностей деформируется, пусть немного, но этого хватит для того, чтобы нарушить нашу предполагаемую ось. Речь же идет еще о мосте – элементе ходовой, связь которого с рамой изначально нестабильна в определенных пределах. Ведь даже на гужевом транспорте, проще говоря, телегах, предусматривается наличие рессор, позволяющих оси с колесами перемещаться относительно каркаса, компенсируя вес и внешние удары. То есть, угол между входящими-выходящими валами-осями будет варьироваться обязательно!

  Кстати, изменяется еще и расстояние между узлами, но его компенсацией занимается другой элемент кардан-передачи – шлицевое соединение. О его устройстве и особенностях можно почитать в других статьях на нашем сайте.

Так вот, чтобы передавать вращение под углом и без потерь (по крайней мере, больших) используются кардан-шарниры, состоящие из пары вилок и крестовины. Этот вид соединения известен людям очень давно, и применялся в строительных работах. Первое документальное свидетельство (описание) датируется 16 веком, сделано оно было инженером (а вообще человеком многих профессий) Джероламо Кардано, за что имя последнего и было увековечено в анналах.

Как выглядит и работает

  Представьте себе металлическую «штуковину» в виде сплюснутого шара или куба с четырьмя перпендикулярными выступами-шипами на более тонкой стороне, расположенными в одной плоскости. Именно так и выглядит максимально элементарная крестовина карданного вала ГАЗ и автотехники вообще.

крестовина кардана на газон

  Если противопоставленные шипы поместить в проушины двух двузубых вилок так, чтобы тело оказалось в центре между зубьями, мы получим конструкцию, имеющую несколько степеней свободы, способную передавать вращение даже тогда, когда пространственное положение вилок будет динамичным. То есть, у нас выйдет примитивная вариация того самого шарнир-узла Кардано.

  Конечно же, современные версии как самого кардан-шарнира, так и крестовины выглядят немного по-другому, и предусматривают наличие дополнительных деталей. В первую очередь можно отметить подшипники (как правило, игольчатые), которые надеваются на каждую из цапф, и помещаются в ушках вилок. Таким образом компенсируется истирающее воздействие на основные элементы устройства, а оно здесь очень серьезное. Для фиксации подшипников в рабочем положении используются стопорные пластины, завальцовка и даже сварные наплывы.

Варианты крестовин

  Сегодня на автотехнике ГАЗ можно встретить два варианта крестовин:

  •  - обслуживаемые;
  •  - необслуживаемые.

  Отличаются они тем, что первые предполагают разборку для ремонта и обслуживания, а вторые нет. Суть этого отличия как раз в способе установки – на необслуживаемых версиях шарнир невозможно разобрать, так как там подшипники установлены «намертво». Но любой подшипник требует смазки, и в подобном виде она закладывается только при заводской сборке, а когда вследствие трения и засорения она кончается, кардан-шарнир по идее приходиться менять полностью. Подобная схема очень популярна среди турецких производителей кардан-валов, чью продукцию нижегородцы активно используют при сборке «Газелей» и других авто последних поколений.

 Нужно отметить, что наши умельцы научились и здесь обходить заводские предположения, но опять таки, это тема для отдельной статьи.

 Обслуживаемая же версия предполагает периодическое пополнение (замену) смазочного материала самим владельцем (механиком), и такой шарнир достаточно просто разбирается при наличии некоторых инструментов. В то же время, существует вариация крестовины с масленкой в теле и смазочными каналами в шипах-цапфах. Здесь необязательно проводить разборку, а достаточно иметь подходящий шприц-нагнетатель. Такие версии били привычными на советских кардан-валах, которые производились не из расчета быстрой замены, а как раз под максимальное продление эксплуатации и упрощенное обслуживание.

  В то же время нет ничего вечного, тем более в конструкции автомобиля, и уж в отношении столь нагруженной детали особенно. Рано или поздно вам может потребоваться замена крестовины, и мы рекомендуем обходить стороной предложения от неизвестных, непроверенных производителей. В интернет-магазине нашей компании ООО «Лидер» вы всегда сможете найти нужные комплектующие с гарантией качества и по адекватной стоимости.

  Для заказа крестовины и других запчастей или карданных передач в сборе свяжитесь с нами по телефону или Е-мэйл, либо оформите заказ через форму на сайте. Работаем с наличными и безналом, возможны отсрочки. Организовываем доставку во все регионы России. Оптовым и постоянным покупателям скидки и другие, столь же приятные бонусы.