Вакансии компании

Адрес и схема проезда

Центральный офис

Адрес: Москва, Осташковское шоссе
Телефон: (495)762-38-48
Пояснение (как добраться): Осташковское шоссе 1,5 км в область район деревни Бородино
Публикации Статьи
Статьи

Шлицевая карданного вала

   Большинство знает, что карданная передача служит для соединения несоосных агрегатов, и позволяет передавать вращение между ними даже в том случае, если угол между осями динамически изменяется. Но в случае с автомобильной конструкцией приходится учитывать, что меняться может также и расстояние между сопрягаемыми узлами. Обычно это происходит при изменении весовой или тяговой нагрузки, а также при маневрировании, когда узлы смещаются в разных плоскостях относительно друг друга. Как раз на такие случаи и была придумана шлицевая кардана – подвижное соединение самого вала, позволяющее сделать длину передачи тоже динамичной…

Что представляет собой шлиц-соединение

Традиционный вариант шлицевой обычно выглядит так:

  • К трубе-основе приварен специальный наконечник или втулка с продольными относительно оси кардана шлицами, причем в первом случае они «смотрят» наружу, а во втором вовнутрь

  • На наконечник (в втулку) надевается (всовывается) соответствующий хвостовик одной из вилок шарнира, в результате чего получаем свободное до определенной степени в продольном направлении соединение, которое достаточно эффективно передает вращение и при этом компенсирует возможные изменения расстояний между сопрягаемыми агрегатами

  • Внутрь шлицов залита смазка, а чтобы она не вытекала, а заодно для защиты от попадания мусора в шлицы установлен уплотнитель

  • В отдельных случаях в конструктив добавлен специальный болт, завернув который добиваются полной неподвижности соединения по всем векторам

  Последний вариант используется в основном для агрегатных пар, изменение расстояния между которыми отсутствует или настолько незначительное, что на него можно не обращать внимание. Зачем тогда шлицы? Все просто – отвернув спор можно изменить длину вала и без лишних проблем демонтировать его.

   Иногда используется другая схема, при которой вал приварен напрямую к вилкам, а шлицевой хвостовик есть у крайней вилки, и он надевается на вал сопрягаемого узла, который имеет шлицы нужного размера. Впрочем, предназначение и суть работы от этого не меняются.

Соответственно, когда вы слышите словосочетание «шлицевая кардана», то речь идет о вилке или втулке, хотя иногда так могут называть все соединение в сборе!

  Сегодня есть два варианта шлицевого соединения по отношению к способу внесения смазочного материала. В стандартном варианте, чтобы пополнить смазку приходится разбирать узел, в более современных конструкциях есть пресс-масленка, поэтому можно просто закачать смазку специальным шприцем.

Что нужно знать о шлицевой

  Во-первых, то, что, как и любое другое подвижное соединение механического узла, она испытывает серьезное истирающее воздействие, а при недостатке смазочного материала или его плохом качестве, то и коррозийное. Кроме того, обычно речь идет о передаче вращения от двигателя к колесам, а значит, на шлицы воздействует и усилие физической деформации. Также, при изменении скорости или направления вращения происходит удар между шлицами на разных элементах.

 Соответственно, шлицы изнашиваются достаточно быстро, а иногда происходит их выкрашивание, и это не есть хорошо:

  1. Чем больше износ шлицев, тем меньше прочность соединения, и тем скорее оно выйдет из строя совсем.

  1. Из-за снижения поверхности зацепа снижается плотность контакта, что увеличивает риск ударов при изменении направления вращения и вероятность поломки.

  1. Снижение плотности контакта составляющих шлиц-соединения приводит к отклонению элементов от общей оси, что увеличивает нагрузку на другие детали и приводит к дисбалансу и потерях в передаче.

  Во-вторых, дефектное соединение априори не может работать качественно. Поэтому, если есть неисправность, ее нужно устранять незамедлительно. И это в ваших прямых интересах, ведь на начальной стадии износа есть шанс обойтись «малой кровью» - восстановлением только поврежденных шлицев. Затягивание с ремонтом приведет к тому, что потребуется замена втулки и наконечника, причем менять их желательно парой, которая хоть и не относится прецизионным, но тоже любит точность.

  В самом худшем случае неправильно работающая шлицевая кардана станет причиной повреждения других деталей, и даже привести к необходимости замены передачи в сборе, а то и к ремонту сопрягаемых агрегатов, а это уже серьезные расходы!

Особенности ремонта шлиц-соединений автокарданов

  Как уже было сказано, ремонт шлицевых может выполняться наплавкой шлицев (если износ не превышает установленных автопроизводителем допусков) или заменой отдельных составляющих. В первом случае вам обязательно потребуется специализированный сервис, потому что выполнить качественно такую работу без нужного оборудования и опыта нереально в принципе. Поэтому подумайте над рациональностью такого способа, быть может, замена будет более быстрой и дешевой.

  Заменить вилку или наконечник (втулку) можно и самостоятельно, хотя при замене приварного элемента кроме элементарных знаний механики потребуется сварочный аппарат и навык в его использовании применительно к автосварке, плюс умение проводить балансировку кардана (в данной ситуации нужна безоговорочно). А еще не обойтись без качественных комплектующих, которые должны не просто соответствовать по конфигурации и размерам, но иметь полную техническую и физическую идентичность штатным или превосходить ее.